Кыргызская Фондовая Биржа

  • KETZ
    1
    10000
  • KADM
    150
    314
  • KNTK
    210
    400
  • OELK
    .4
    498500
  • DAST
    150
    613
  • DOST
    50
    200
  • REEM6
    10
    1850
  • VELK
    .4
    500000
  • ARPA
    10
    1000
  • AGRM
    3000
    119
  • NESK
    .35
    400000
  • BSUT4
    480
    295
    380
    1315
  • KHMZ
    10
    710
  • KAVZp
    2000
    10
    250
    400
  • BAKA
    80
    149
  • MAIR
    330
    21119
    285
    332
  • KENB9
    200
    50
  • JELK2
    .3
    100
  • SELK
    .51
    500000
    .143
    501135
  • ELST
    .75
    200000
  • BTST
    .72
    195867
  • BSUT2
    490
    3
  • AMNB12
    1000
    2883
  • TEPL3
    320
    250
  • AICH4
    50
    200
  • KAKB1
    3
    11000
  • KAKB12
    4
    1109
  • KAKB14
    4
    1274
  • BKUR2
    1000
    2000
    10
    1000
  • BKURp2
    10
    2000
  • BBTM
    100
    6540
  • MAYK
    25
    14147
  • KAKB18
    4
    3443
  • KDOL
    50
    200
  • TTEK
    60
    371
  • KAKB19
    4
    4171
  • SHOP
    1000
    99999
  • KAKB20
    4
    5891
  • MTURb3
    1000
    34259

Бизнесу надо перестать ждать чуда от государства и перейти в режим «самовыживания», - интервью президента КФБ М.Назаралиева

 

Tazabek - Ситуация на фондовом рынке любой страны является отражением всей экономики в целом. Данный факт хорошо знаком инвесторам, прежде чем прийти в страну, инвестор изучает биржевые сводки. В период пандемии COVID-19 знающие инвесторы занимаются приобретением дешевых акций, которые упали в цене на фоне бушующего коронавируса, что же происходит на фондовом рынке Кыргызстана? Об этом рассказал президент ЗАО «Кыргызская фондовая биржа» Медет Назаралиев.


- Медет Тагайбекович, как вы оцениваете текущую ситуацию на фондовом рынке и в целом экономическое положение Кыргызстана?


- COVID-19 привел к панике экономики всего мира, неожиданные последствия послужили причиной хаотичный действий в особенности на раннем этапе. Однако страны, взявшие под контроль ситуацию сразу, как то смогли удержать ситуацию, но выводы делать пока рановато, неизвестно сколько продлится пандемия и будет ли новая волна. Правительство Кыргызстана уже озвучило цифры о предстоящих потерях доходной части бюджета в сумме до 30 млрд сомов, однако, на мой взгляд, точные цифры будут известны после того, как мы выйдем из данной ситуации. Более ясная картина нарисуется к концу года, факты будут говорить за себя. К сожалению, под ударом окажутся все сектора экономики, в особенности малый и средний бизнес, который был и остается основным локомотивом развития экономики. Сегодня деятельность бизнеса заморожена, многие предприятия могут обанкротиться и это может привести к росту числа безработных граждан. К сожалению, в Кыргызстане не так много крупных производственных предприятий, где могли бы трудоустроится наше сограждане. Поэтому сегодня перед правительством страны стоит решение сложных задач и совершенные ошибки могут дорого стоить. Надеюсь, что к лету с активизацией бизнес-деятельности, экономика начнет восстанавливаться. Фондовый рынок Кыргызстана нельзя сравнивать с мировыми биржами. Так уж сложилось, что основную долю на финансовом рынке занимает банковский сектор и развитию фондового рынка не уделялось должного внимания. В настоящее время количество осуществляемых сделок сократились в разы, компании, готовящиеся к выпуску ценны бумаг, заморозили процессы во время пандемии, инвесторы – а это в первую очередь наши граждане, направляют свои финансовые ресурсы на покрытие потребительских нужд. После кризиса мы ожидаем достаточно быстрое восстановление в показателях, так как биржа — это площадка привлечения инвестиций, а компании, которые котируются и находятся в листинге на бирже считаются наиболее прозрачными с понятливой структурой корпоративного управления.


- Как вы расцениваете антикризисный план Правительства КР?


- Кыргызстан ожидает поступлений около 400 миллионов долларов донорской помощи, которые будут использованы для реализации первоочередных задач. Бизнесу предоставлены отсрочки по социальным отчислениям и выплатам % ставок по кредитам, запрет на пении и штрафы, и на этом пока все от мер помощи со стороны правительства КР. И сегодня бизнесу важно понимать нынешнее бедственное положение отечественной экономики, которая не может оказать поддержку компаниям и своим гражданам как в других более развитых странах. Поэтому, на мой взгляд, предпринимателям для своевременного реагирования на вызовы, необходимо задуматься над выработкой новой бизнес-модели и не ждать чуда со стороны государства, перейти с режима «ожидания» чего либо, в режим «самовыживания». Поиск новых решений, своевременная трансформация обеспечат шансы не только на сохранение, но и на улучшение бизнеса. Правительству КР необходимо пересмотреть карантинные меры в сторону послабления для бизнеса. Нынешняя ситуация четко показала нам устарелость старых схем, не совсем верное развитие экономических процессов. Нам давно пора задуматься об импортозамещении, ведь страны ЕАЭС в первую очередь будут думать о нуждах собственного населения. Кыргызстан, который все основные продукты импортировал с других стран, может остаться в очень трудном положении. Все-таки предложил бы п равительству КР рассмотреть возможность предоставить полный мораторий на налоговые проверки как минимум до конца года, социально уязвимым слоям населения освободить от выплат за коммунальные услуги во время ЧП, а НБКР совместно с коммерческими банками рассмотреть возможность выплаты по кредитам отодвинуть до конца года.


- Какие пути выхода из сложившейся ситуации может предложить Кыргызская фондовая биржа?


- В первую очередь мы предлагаем обратить внимание на развитие товарного сектора, т.е. товарной биржи. В условиях растущих цен невозможно спрогнозировать рост цен на те или иные товары. Именно выход на товарный сектор может показать реальную стоимость продукции и предотвратит спекулятивные действия со стороны посредников. В нынешней ситуации необходима консолидация усилий основных институтов финансового рынка. Необходима совместная выработка антикризисных мер, нацеленных на поиск собственных ресурсов. Я думаю, нам необходимо начать изыскивать собственные финансовые ресурсы на развитие экономики. Также необходимо обеспечить доступ к финансовым ресурсам производственным предприятиям, путем предоставления дешевых кредитов и создание благоприятных условий для дальнейшего развития. Сегодня бизнес привык брать кредитные средства в иностранной валюте и Национальному банку КР до этого времени удавалось сдерживать сом на стабильном уровне. Однако пандемия доказала неверность использования этих механизмов, которые не обеспечивают гарантий и могут иметь тяжелые последствия для заемщиков. В других странах заемщики кредитов в иностранной валюте, страхуют риски роста стоимости иностранной валюты на случай форс-мажора. Жаль, что эта практика не так часто применяется в нашей стране, мы могли бы избежать многих ошибок. Нам важно понимать, что Кыргызстан развивающая страна, у нас нет Фонда благосостояния как в соседних странах из средств которого, государство могло бы оказывать помощь бизнесу. Однако правительство КР делает все возможное и невозможное в сложившихся условиях пандемии, сложность может возникнуть при оценке потерь бизнеса, ведь как мы знаем большая часть бизнеса работали в тени, и в нынешних условиях непросто будет таким компаниям доказать понесенные убытки в период ЧП. Таким образом, несмотря на проблемы и кризисные ситуации пришедшие вслед за пандемией, вирус стал демонстрацией существующих экономических и других проблем, которые требуют пересмотра в подходах и решениях.